Схема оповещения при мобилизации в организации6

Схема оповещения при мобилизации в организации6
Схема оповещения при мобилизации в организации6
Схема оповещения при мобилизации в организации6

Алгоритм постановки на общий воинский учет и работа по оповещению

Многие руководители организаций на территории РФ не задумываются о постановке своих компаний на воинский учет. Причины подобного отношения более чем понятны: нежелание подавать сведения о призывниках (ведь работодатель может лишиться работника на довольно продолжительный срок), организовывать работу по ведению военно-учетного стола (это и обучение ответственного работника, и отчетность, и наличие периодических дополнительных проверок и т.п.), иногда еще и нежелание взваливать дополнительный блок работы (и немаленький) на кадровика, ведь именно он зачастую выполняет эти обязанности и т.д. При этом существует соответствующее законодательство, которое многие не столько не хотят исполнять, сколько не знают, каким образом. А ведь за эти нарушения предусмотрены и наказания, про которые организации тоже зачастую не знают (см. таблицы 1 и 2).

Порядок постановки организации на воинский учет

Воинский учет граждан, пребывающих в запасе (далее - ГПЗ), подразделяется на общий <1> и специальный. Любой кадровик вспомнит разд. II личной карточки работника формы N Т-2, в п. 7 которой как раз и предлагается сделать соответствующую запись. На общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за организациями на период мобилизации и на военное время. На специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются за организациями на период мобилизации и на военное время.

--------------------------------
<1> Автор рассказывает в статье об общем воинском учете, поскольку специальный воинский учет связан с бронированием ГПЗ и ведется далеко не во всех организациях (это связано с их родом деятельности). Должна ли та или иная организация состоять на специальном воинском учете, можно узнать в администрации района по месту нахождения предприятия.

Бронирование - закрепление за организацией сотрудников, обладающих определенной квалификацией, на период мобилизации и в военное время с целью обеспечения бесперебойной работы предприятий в этот период. Например, работники хлебобулочных комбинатов, авиазаводов и т.п. <2>.

--------------------------------
<2> Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете".

Следует отметить, что бронирование граждан, пребывающих в запасе, осуществляется в целях обеспечения бесперебойной работы в военное время организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и осуществления планомерного перевода экономики страны с объявлением мобилизации на работу на условиях военного времени в мирное и в военное время.

Мобилизация - комплекс мероприятий по переводу экономики страны, а также ВС РФ на работу в условиях военного времени. Мобилизация может быть полной и частичной <3>.

--------------------------------
<3> Статья 1 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ".

Всю работу по воинскому учету условно можно разделить на 3 этапа:

1. Постановка организации на воинский учет в военном комиссариате.
2. Ведение общего воинского учета в организациях.
3. Контроль ведения воинского учета.

Этап 1. Постановка организации на воинский учет в военном комиссариате

При постановке организации на воинский учет вы первым делом должны узнать, к какому военному комиссариату она относится. В зависимости от количества ГПЗ кадровый работник будет либо по совместительству еще заниматься воинским учетом, либо руководителю придется выделить для этой цели отдельную должность. В соответствии с Постановлением от 27 ноября 2006 г. N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете" количество сотрудников, ответственных за ведение воинского учета в организации, зависит от количества ГПЗ в организации:

- до 500 ГПЗ - ответственный сотрудник по совместительству;
- от 500 до 2000 - один освобожденный работник;
- от 2000 до 4000 - 2 работника;
- на каждые следующие 3000 ГПЗ - по одному освобожденному работнику.

При наличии в организации двух и более сотрудников, ответственных за ведение воинского учета, создается специальное подразделение "Военно-учетный стол".

Сотрудник, занимающийся воинским учетом, исполняет следующие обязанности:

- проверяет у граждан, пребывающих в запасе, военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), а у граждан, подлежащих призыву на военную службу, - удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу;

- устанавливают, состоят ли граждане, принимаемые на работу/учебу, на воинском учете (наличие отметки о приеме на воинский учет);

- заполняют разд. II "Сведения о воинском учете" личной карточки Т-2 или личной карточки государственного служащего Т-2ГС;

- вкладывают личные карточки на принятых на работу граждан в соответствующий раздел отдельной картотеки (о ней речь пойдет ниже);

- сообщают в 2-недельный срок обо всех принятых на работу/учету гражданах, пребывающих в запасе, и гражданах, подлежащих призыву на военную службу, и т.п.

Для эффективного ведения работы по воинскому учету сами военные комиссариаты рекомендуют начинать работу с распечатывания следующих законодательных актов:

- Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне";

- Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";

- Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ";

- Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете".

Руководитель организации поставит на них резолюцию "К исполнению" лицу, назначенному ответственным за ведение военно-учетного стола.

Далее следует оформление приказа "Об организации воинского учета граждан, пребывающих в запасе" и утверждение плана работ по осуществлению воинского учета ГПЗ на территории организации. Приказ переиздается в случае кадровых изменений.

После оформления приказа подготавливаются необходимые для постановки организации на воинский учет документы: карточка первичного учета организации по форме N 18, справка из администрации района о том, что данная организация зарегистрирована по указанному месту нахождения, подробный список ГПЗ и план работ по осуществлению воинского учета ГПЗ на территории организации для согласования с военным комиссариатом, введенный в действие приказом (см. выше), а также отчет формы N 6 (см. пример 1) или список граждан, пребывающих в запасе, работающих в вашей организации (см. пример 2). Какой документ из них подавать, автор рекомендует уточнить в территориальном военном комиссариате.

Кстати, вы можете легко проверить правильность заполнения отчета по форме N 6 с помощью логических связей. Это позволит вам вовремя внести необходимые исправления, ведь при большом количестве ошибок отчет возвращается отправителю на доработку.

Этап 2. Ведение общего воинского учета в организациях

Необходимо отметить, что все документы, которые представляются в военный комиссариат, рекомендуется оформлять отдельным делом и отдельной строкой в номенклатуре дел организации. Это касается и переписки с военкоматами; исходящую и входящую корреспонденцию, связанную с военно-учетным столом, рекомендуется подшивать в отдельные от корреспонденции организации папки.

Документация по ведению воинского учета и бронирования в организациях (перечень, рекомендуемый военными комиссариатами):

1. Документы по оповещению:
- приказ на оповещение;
- план (схема) оповещения;
- карточки оповещения;
- маршрутные карточки;
- ведомость на выдачу карточек оповещения;
- план занятия по оповещению (вариант).

2. Документы по военно-учетному столу:
- приказ о назначении работника по ВУС;
- приказы организации по ВУС;
- распоряжения вышестоящих органов;
- акт приема и передачи имущества ВУС;
- план работы по ведению воинского учета и бронирования в организации;
- книга учета уволенных и принятых на работу ГПЗ;
- журнал учета принятых сигналов и распоряжений из ВК;
- книга учета ГПЗ и граждан, подлежащих призыву (далее - ГПП <4>), заявивших об изменении состояния здоровья;
- образцы документов по воинскому учету и бронированию ГПЗ.
--------------------------------
<4> Постановление от 27 ноября 2006 г. N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете".
Итак, ведение общего воинского учета в организации. Следует понимать, что оно соизмеримо разве что с ведением кадрового учета. Условно поделим этот раздел на 2 подраздела: личные карточки Т-2 (ВУР) (см. Методические рекомендации по организации и ведению воинского учета граждан, пребывающих в запасе, в организациях) и работа по оповещению.
Личные карточки (форма N Т-2 (ВУР))
В соответствии с рекомендациями военных комиссариатов по ведению работы по воинскому учету (см. Методические рекомендации по организации и ведению воинского учета граждан, пребывающих в запасе, в организациях, данный документ выдается в военном комиссариате каждому, кто ведет воинский учет) также следует вести карточки, которые по своему содержанию очень похожи на "обычные" карточки по форме N Т-2, но они менее объемны. Ведение указанных карточек не является обязательным, но это чрезвычайно удобно, поскольку обусловлено необходимостью сверки личных данных граждан, пребывающих в запасе, с имеющимися личными данными у военных комиссариатов. На их варианте такой карточки предусмотрен так называемый штамп проверки, в котором ставится отметка о дате проведения проверки и подпись проверяющего лица (фрагмент карточки по форме N Т-2 (ВУР) приведен в примере 4).

Офицерские воинские звания

Войсковые
Младшие
1) младший лейтенант,
2) лейтенант,
3) старший лейтенант,
4) капитан
Старшие
1) майор,
2) подполковник,
3) полковник
Высшие
1) генерал-майор,
2) генерал-лейтенант,
3) генерал-полковник,
4) генерал армии
Корабельные
Младшие
1) младший лейтенант,
2) лейтенант,
3) старший лейтенант,
4) капитан-лейтенант
Старшие
1) капитан 3-го ранга,
2) капитан 2-го ранга,
3) капитан 1-го ранга
Высшие
1) контр-адмирал,
2) вице-адмирал,
3) адмирал,
4) адмирал флота
Состав (профиль) заполняется без сокращений исходя из следующего перечня (п. 7 страницы 3 военного билета): командный; инженерный и технический; военно-гуманитарный; педагогический; юридический; медицинский; ветеринарный.

Полное кодовое обозначение ВУС можно уточнить в п. 6 страницы 3 военного билета.

Категория годности к военной службе - п. 15 страницы 10 - 13 военного билета. При отсутствии записей проставляется категория годности "А".

Наименование военного комиссариата проставляется в соответствии с последней записью в военном билете, желательно простым карандашом - п. 20 военного билета.

Графа "Состоит на воинском учете" заполняется по следующим строкам:

а) в случаях наличия мобилизационного предписания и (или) штампа о выдаче и изъятии мобилизационных предписаний (п. 16 страницы 14 - 21 военного билета);

б) на граждан, забронированных за организацией на период мобилизации и на военное время (разд. I п. 4 военного билета).

Отметка о снятии с воинского учета производится в личной карточке тех граждан, которые достигли предельного возраста пребывания в запасе или признаны не годными к военной службе по состоянию здоровья.

3. Граждане, подлежащие призыву на военную службу (до 27 лет).

Графа "Категория запаса", "Состав (профиль)", "Полное кодовое обозначение ВУС" и "Состоит на воинском учете" не заполняются.
В графе "Воинское звание" делается запись простым карандашом "подлежит призыву".
Категория годности к военной службе записывается буквами (разд. I страница 1 удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу):
А - годные к военной службе.
Б - годные к военной службе с незначительными ограничениями.
В - ограниченно годные к военной службе.
Г - временно не годные к военной службе (срок переосвидетельствования).
Д - не годные к военной службе (снимаются с воинского учета). При отсутствии записей проставляется категория годности "А".
Наименование военного комиссариата проставляется в соответствии с последней записью в Удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, желательно простым карандашом - разд. II страницы 3, 4 удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Соответственно, раз мы ведем карточки, то должна быть и регламентированная форма их хранения. Она отличается от принятой формы хранения личных карточек по форме N Т-2 (по алфавиту). Военные комиссариаты рекомендуют использовать картотеку.

Таблица 1. Ответственность работодателя

Нарушение Вид ответственности Ссылка на документ Неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет Штраф от 500 до 1000 рублей Ст. 21.2 КоАП РФ Непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет Штраф от 300 до 1000 рублей Ст. 21.1 КоАП РФ Несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете Ст. 21.3 КоАП РФ Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете Ст. 21.4 КоАП РФ Умышленные порча или утрата документов воинского учета Штраф от 100 до 500 рублей Ст. 21.7 КоАП

Таблица 2. Ответственность работника

Нарушение Вид ответственности Ссылка на документ Неявка по повестке, отъезд на новое место жительства на срок более 3 месяцев, выезд за границу на срок более 6 месяцев и др. От 100 до 500 рублей Ст. 21.5 КоАП РФ Уклонение от медицинского обследования по направлению призывной комиссии и от медицинского освидетельствования Ст. 21.6 КоАП РФ Умышленные порча или утрата документов воинского учета Ст. 21.7 КоАП РФ
В картотеке личные карточки формы N Т-2 (ВУР) расположены по определенным разделам, в каждом из которых они разложены по алфавиту:

- на офицеров запаса;
- на прапорщиков, мичманов, сержантов, старших солдат и матросов запаса;
- на граждан женского пола, пребывающих в запасе;
- на граждан, подлежащих призыву на военную службу;
- с мобилизационными предписаниями.
К картотеке рекомендуется вести журнал учета личных карточек формы N Т-2 (ВУР) на ГПЗ, работающих в организации.

Работа по оповещению граждан, имеющих мобилизационные предписания
В том случае, если у гражданина, пребывающего в запасе, работающего в вашей организации, имеется мобилизационное предписание, то необходимо издать приказ, в котором на работника, ответственного за ведение воинского учета, будет возложена обязанность оповещения сотрудников, имеющих мобилизационные предписания, об их вызове на учения в мирное время и на воинские действия - в военное.
Пример:
Общество с ограниченной ответственностью "Ромашка"
Приказ №
8 июня 2007 г.
г. Москва
О мероприятиях по организации оповещения
в рабочее время призываемых офицеров,
сержантов и солдат запаса по месту их работы
В соответствии с требованиями Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ
"О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ"
Приказываю:
1. Ответственность за организацию оповещения ГПЗ возложить на заместителя директора, Борисова Бориса Ивановича.
2. Создать штаб оповещения в составе:
- Сидоров Иван Иванович, начальник отдела кадров;
- Петров Юрий Александрович, начальник АХО;
- Иванова Ирина Ивановна, специалист по кадрам.
3. Ответственному разработать план оповещения ГПЗ по месту работы, в котором предусмотреть ответственных исполнителей и составить для них соответствующие инструкции, а также выделить помещения, транспорт и средства связи.
План представить на утверждение 15.08.2007.
4. Начальнику военно-учетного стола произвести сверку учетных данных с военными комиссариатами всех сотрудников, имеющих мобилизационные предписания.
При приеме на работу требовать от ГПЗ отметки о явке в военкомат.
На основании мобилизационного предписания, имеющего отметки с литерами "У", "ПВ", "ВО" и "М", произвести запись номера команды в карточке Т-2 и заполнить карточку оповещения по месту работы.

Карточки оповещения ГПЗ хранить в картотеке по группам, индексам "У", "ПВ", "ВО" и "М" по возрастающим номерам команд (партий), в них - по цехам (отделам, службам). В дальнейшей работе обеспечить систематический контроль над ведением картотеки и ее постоянную готовность к оповещению.

5. Начальникам подразделений в период оповещения освободить оповещаемых сотрудников от работы и проконтролировать своевременную отправку их на сборные пункты ВК.
6. Обязать руководителей подразделений в случаях коллективных выездов за пределы г. Москвы в выходные, предпраздничные и праздничные дни сообщать ответственному дежурному по предприятию точный адрес местопребывания.
7. Всем финансовым работникам, бухгалтерам и табельщикам при оформлении очередного отпуска ГПЗ, длительной командировке прием повесток на оплату времени пребывания ГПЗ, по вызову в ВК производить только при наличии отметки военно-учетного стола на соответствующем документе.
8. Всем ГПЗ и ПП на военную службу, работающим на заводе, при изменении фамилии, семейного положения, места жительства, образования сообщать в ВУС в трехдневный срок.
9. Во всех случаях вызова в военно-учетный стол являться в установленный срок и иметь при себе военный билет и паспорт.
10. Приказ довести до сведения всех исполнителей, занятых оповещением ГПЗ.
11. Ознакомить с настоящим приказом руководителей структурных подразделений.
12. Контроль над исполнением приказа оставляю за собой.
Директор И.И. Иванов
Мобилизационное предписание (мобпредписание) - документ, выдаваемый военными комиссариатами вместе с документами воинского учета, на действия при мобилизации, в период военного положения и в военное время. Мобпредписание выдается по решению призывной комиссии по мобилизации. О вручении гражданину, пребывающему в запасе, мобпредписания в военном билете делается запись.

Формы мобилизационного предписания и персональной повестки устанавливаются Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ.
На всех сотрудников с таким мобилизационным предписанием (МП) заполняется карточка оповещения с форматом А5 (см. пример 10). Заполнение производится на основании военного билета и мобилизационного предписания.
Для обеспечения последовательного оповещения и своевременного прибытия граждан, пребывающих в запасе, на пункт сбора в военный комиссариат установлены четыре вида карточек:

1. У - без полосы (карточка белого цвета) - аппарат усиления военного комиссариата, указывается в МП белого цвета.
2. ПВ - с зеленой полосой (полоса проводится слева направо по диагонали), "Команда-23", указывается в МП красного цвета, боевая готовность - повышенная.
3. ВО - с оранжевой полосой, "Команда-24", указывается в МП красного цвета, боевая готовность - военная опасность.
4. М - без полосы, по особому распоряжению военного комиссариата, боевая готовность - полная.

При объявлении по радио (и с помощью других СМИ) Указа Президента РФ о мобилизации оповещение проводится в полном объеме.

Автор рекомендует хранить данные карточки в виде картотеки. Их хранят по группам, внутри которых карточки разложены по возрастающим номерам команд (партиям). При отсутствии граждан, пребывающих в запасе, по причине болезни, отпуска, командировки и т.д. карточки переставляются в конец картотеки.
Непосредственно само оповещение организуется и проводится ответственным за оповещение, назначенным в установленном порядке (см. выше) путем объявления по техническим средствам связи и доведением под личную подпись в карточке оповещения.

Распоряжение (сигнал) передается дежурным по военному комиссариату. Его получение подтверждает ответственный за оповещение путем сообщения по телефону в военный комиссариат о том, что распоряжение (сигнал) получено и принято к действию.
Время готовности к работе штаба оповещения - 3 часа.

С получением сигнала ответственный за оповещение организует работу штаба оповещения в следующей последовательности:

- подтвердить получение сигнала дежурному по военному комиссариату;
- собрать штаб оповещения и поставить задачи;
- отобрать карточки оповещения поднимаемых команд, построить их по подразделениям;
- отдать распоряжения о запрещении выхода ГПЗ с территории организации, о выделении автотранспорта для обеспечения работ по оповещению, о прибытии представителей подразделений для получения карточек оповещения;
- подготовить ведомость контроля, организовать выдачу представителям подразделений карточек оповещения под расписку, провести оповещение;
- обеспечить расчет граждан с работы и убытие их на пункт сбора военного комиссариата;
- отозвать граждан, пребывающих в запасе, из командировок;
- обобщить результаты оповещения и доложить по телефону в военный комиссариат, а также направить письменное подтверждение и карточку на неоповещенных сотрудников с отметками о причинах неоповещения.

Этап 3. Контроль ведения воинского учета
Контроль над ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил РФ, военными комиссариатами и органами местного самоуправления в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации. Координация работы по ведению воинского учета граждан в организациях осуществляется Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ.

Плановые проверки организаций по вопросам ведения воинского учета осуществляют военные комиссариаты совместно с ответственными за военно-учетную работу должностными лицами субъектов органов исполнительной власти и субъектов РФ и органов местного самоуправления.
При проведении такой проверки рекомендуется наличие в организации журнала проверок состояния воинского учета.
Показатели, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, и критерии оценки деятельности указанных организаций определяются Министерством обороны РФ.

Самыми объективными из них будут полнота и достоверность данных, характеризующих количественное и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов в организации.

В поиске ответа на вопрос: "Что именно у нас будут проверять военные комиссариаты?" - следует исходить из целей и задач воинского учета:
- обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной федеральными законами;
- определение количественного и качественного состава призывных и мобилизационных ресурсов в интересах их эффективного использования для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- проведение плановой работы по подготовке необходимых военных специалистов из числа ГПЗ для обеспечения мероприятий по переводу ВС РФ, других войск, формирований и органов с мирного на военное время и последующего их доукомплектования личным составом;
- бронирование ГПЗ;
- планирование замены специалистов, призываемых из запаса по мобилизации.

Для регулярных проверок актуального состояния сведений, содержащихся в личных карточках сотрудников, и состояния сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях:

а) направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету, о принятии или увольнении их с работы (см. пример 2). В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту временного пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещают граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления посредством выдачи заполненного листка-сообщения работникам, которые идут в военный комиссариат, ставят там отметку и возвращают в организацию половину листка-сообщения (см. пример 13);
б) направляют в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
в) представляют ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
г) сверяют не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;
д) сверяют не реже 1 раза в год в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;
е) вносят в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места временного пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недельный срок сообщают об указанных изменениях в военные комиссариаты (см. пример 14);
ж) оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивают им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.
В настоящее время в законодательстве довольно мало внимания уделено порядку постановки организации на воинский учет и вообще вопросам ведения воинского учета. Автор, основываясь на собственной практике и знаниях, полученных в процессе обучения воинскому учету, рассказала об этих вопросах. Данная информация пригодится как работникам кадровой сферы, так и работникам военно-учетного стола.
Примечание. Организация в 2-х недельный срок обязана сообщить сведения в военные комиссариаты по месту жительства о гражданах, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу, принятых на работу или уволенных с работы. А также сведения об изменениях в должности, квалификации, военно-учетной специальности, воинском звании, составе, профиле, в семейном положении, адресе места жительства и продлении отсрочки.

Схема оповещения при мобилизации в организации6 Схема оповещения при мобилизации в организации6 Схема оповещения при мобилизации в организации6 Схема оповещения при мобилизации в организации6 Схема оповещения при мобилизации в организации6 Схема оповещения при мобилизации в организации6 Схема оповещения при мобилизации в организации6 Схема оповещения при мобилизации в организации6 Схема оповещения при мобилизации в организации6 Схема оповещения при мобилизации в организации6 Схема оповещения при мобилизации в организации6 Схема оповещения при мобилизации в организации6 Схема оповещения при мобилизации в организации6 Схема оповещения при мобилизации в организации6 Схема оповещения при мобилизации в организации6

Изучаем далее:



Детские открытки для мальчиков с днем рождения фото

Вентиляция в гараже схема естественной вентиляции

Как сделать чтобы враг страдал

Обереги для детей своими руками мастер-класс

Как сделать легкий самолет